?

Log in

No account? Create an account
(Интегральная системная медицина В.Коновалова)
О несуразицах в медицине

ОБ «ЭПИДЕМИИ» ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК
Хочется поговорить об одной несуразице в медицине, принявшей характер безумной эпидемии. Речь идет о фабричных пищевых добавках. Их тысячи. Одна волшебнее другой. Цены на них тоже чаще всего из области фантастики.
Приведу пример из практики. На приеме ребенок. Ему где-то кем-то очень «передовым и прогрессивным» рекомендована пищевая добавка в виде порошка в баночке стоимостью около 100 долларов. Смутное научное обоснование эффективности, а доказательство натуральности не подтверждено соответствующим перечнем даже при попытке прочесть между строк, но слово «натуральный» присутствует. Непонятно, как удается, собрать в одном порошке две отдельно взятые аминокислоты, три отдельно взятых витамина и четыре отдельно взятых микроэлемента. Ни в каком природном веществе такого нет; если же взять несколько природных веществ, то там такого эксклюзивного набора также не будет, — это будет гораздо более сложный, но не рекламируемый продукт. Следовательно, даже если все собрано из натуральных веществ, то искусственно. Но даже не это принципиально. Принципиально другое. На указанные деньги ребенку можно купить понемногу столько ценных натуральных продуктов: мяса, рыбы, овощей, фруктов, что просто нелепым становится кормление его суррогатным «чудесным» порошком. Для меня просто удивительно, как это не приходит в голову покупателям порошка. Более того, на указанные деньги можно даже купить ребенку понемногу таких особо ценных, обладающих уже лечебным эффектом продуктов, как особо ценное мясо (телятина, ягненок), особо ценная рыба, икра, орешки, мед, некоторые пряности, топленое сливочное масло; наконец, такие действительно натуральные пищевые добавки, как цветочная пыльца, пчелиное маточное молочко, рыбий жир, облепиховое масло, препараты из морских водорослей, пшеничные зародыши, различный спраутс и т. д. Никакие искусственные добавки не идут с ними ни в какое сравнение!
Все эти рассуждения чрезвычайно важны для учета физиологичности поступления питательных веществ в организм, их взаимодействия и включения в обмен веществ. Здесь действуют известные биохимические принципы относительности оптимального количества отдельных компонентов в организме. Например, нецелесообразно и даже вредно делать перекос в употреблении тех или иных веществ, поскольку неизбежно возникает относительный дефицит других. Кроме того, следует учитывать, что в естественных продуктах питания усвоение компонентов пищи происходит не механически и не только с помощью пищеварительных ферментов, а с участием множества содержащихся в самой пище ферментов, бактерий, катализаторов-микроэлементов, горечей, флавоноидов, кислотных и щелочных комплексов и т. п. Никто меня не убедит, что природную лабораторию можно заменить любой другой. Здесь всегда будет властвовать известное противоречие «in vivo» и «in vitro» («в организме» и «в пробирке»).
Принцип физиологичного соотношения действителен и для естественного питания и заключается в одном из важнейших принципов рационального питания — разнообразии. В мудрой древней медицине это формулировалось как обязательное регулярное присутствие в питании всех шести вкусов и, по возможности, двадцати шести качеств (Гун в Аюрведе) пищи.
Однако для меня суть проблемы эффективной поставки в организм полезных компонентов не только в этом. Для врача, который, например, двадцать лет лечит своего пациента от грибкового поражения стоп все новыми, новейшими и даже «окончательно волшебными» противогрибковыми мазями и никак не может вылечить, естественно встает вопрос об особых поставщиках витаминов группы В и особых витаминах и микроэлементах, стимулирующих иммунитет. Готовых предоставить такие пищевые добавки искать не надо, они сами назойливее мух. Но на самом деле в этой ситуации задача настоящей медицины и настоящего врача — выяснить, почему у данного человека плохо усваиваются или быстро выводятся данные вещества, какие органы в этом «виноваты». Увы, это не под силу современной, зашедшей в тупик симптоматической и нозологической, то есть опирающейся только на явные болезни, официальной, ортодоксальной медицине. Она не в состоянии увидеть ни субклинический гепатит, ни субклинический гастроэнтероколит, ни субклиническую патологию почек, эндокринных органов. А ведь именно хроническая функциональная слабость, а не обязательно болезнь нескольких органов может давать сколько угодно явных внешних симптомов. Для подобной тонкой диагностики требуются уже не суперновейшие приборы, а новое мышление в медицине. Такой - другой подход в моей практике – интегральный системный подход (В.В. Коновалов, книги «Совсем другая медицина» и «Моя медицина») позволяет излечивать большинство хронических болезней, ни одна из которых не по силам современной медицине, в том числе и вышеупомянутую эпидермофитию за 3–5 недель даже без каких-либо мазей и уж тем более без пищевых добавок. Просто я делаю человека настолько здоровым, что у него все прекрасно усваивается даже из самых простых продуктов, улучшаются обмен веществ, кровообращение, гормональный статус, как следствие (а не от того, что я лечу иммунитет) повышается иммунитет и места грибкам в таком организме не остается.
Одним из «железных» аргументов призводителей некоторых пищевых добавок является использование чистых, не смешанных искуственно с модными микроэлементами и витаминами порошков из овощей и фруктов. Например, порошок из свеклы с морковью, айвой, манго и т. п. Однако нет никакой необходимости превращать сублимированные порошки пищевых продуктов в лекарства, тем более, что все это лучше употреблять в свежем, а не порошкообразном виде. Пища пусть остается пищей, а в качестве растительных лекарств природа дала нам лекарственные травы. Исторически, естественным образом, человек отбирал в пищу те природные продукты, которые, будучи хорошими поставщиками полезных веществ, не обладали ярко выраженными лечебными свойствами, чтобы после каждой еды в человеке не происходили «революционные» события. В качестве лечебного растительного фактора мы можем применять настои, отвары, экстракты, настойки, порошки из специальных трав, и всё это в самом разном, удобном виде (травяные чаи, таблетки из экстрактов, сиропы, бальзамы, капсулы).
Если бум пищевых добавок будет иметь прежние темпы, думаю, что придет такое время, когда те, кто их производит и продает, будут сидеть в VIP-ресторанах и с усмешкой поедать фазанов, семгу, ростбифы, салатные ассорти и эксклюзивные фрукты, а обед тех, кто их покупает, будет состоять из капсул, порошков и паст в тюбиках, на которых, как в насмешку, будет написано, что это вкуснее и полезнее, чем то, что в этот момент подается в ресторанах. Да что там «придет время», — оно уже пришло.
Наконец, еще один аспект темы пищевых добавок. Известно, что около 40% дистрибьютеров (перекупщиков-распространителей) западных фирм-поставщиков пищевых добавок являются врачи. Причем, насколько я знаю, эти пищевые добавки часто буквально всучиваются, извините применю грубоватое, но более точное слово – «впариваются» людям. Не буду долго распространяться на эту торгово-закупочную тему, считаю участие врачей в распродаже чего попало, лишь бы заработать, позором и признаком профессиональной несостоятельности.
Если все же искать место для тысяч пищевых добавок, то, наверное, определенную пользу они могут приносить в тех местах, для которых их изначально и разрабатывали: в экстремальных зонах и условиях (Арктика и Антарктика, пустыня, космос, армия), то есть там, где не всегда есть возможность нормального питания, но не в обычной повседневной жизни человека. Если же у человека достаточно средств для нормального питания, то нелепо употреблять сублиматы, если же средства у человека скудные, то употреблять сублиматы еще более нелепо, поскольку это обойдется дороже, чем пусть скромное, но естественное питание.

В.В. Коновалов, кандидат медицинских наук,
Автор книг «Совсем другая медицина» и «Моя медицина»
www.doctor-konovalov.ru
(Интегральная системная медицина В. Коновалова)

о догмах, стереотипах и наукообразии в медицине

АТЕРОСКЛЕРОЗ
(Борьба с холестерином ошибка)

Ситуация с атеросклерозом - один из множества ярких примеров кризиса современной официальной (ортодоксальной, аллопатической, симптоматической, нозологической) медицины. Наивно до сих пор думать, что причиной атеросклероза является холестерин и что склероз — от сала, яиц и прочего. Кстати, холестерин для нашего организма — не менее полезное вещество, чем сотни других веществ. Вспомним хотя бы, что из холестерина продуцируются некоторые гормоны коры надпочечников — без холестерина мы все умерли бы. И посмотрим на некоторые народы, употребляющие много холестеринсодержащих продуктов в повседневном питании и не имеющих большего, чем у других, атеросклероза, и на многих больных, которые годами жестко соблюдают соответствующую диету, а уровень холестерина и атеросклероз у них никак не уменьшаются. Конечно же, причиной атеросклероза является не холестерин, как принято считать в современной медицине, а нездоровье, многолетние системные нарушения в организме с деформациями регуляторных процессов, обмена веществ, кровообращения, дезинтоксикации. Нарушение обмена холестерина является лишь малой частью того, что происходит при этом в организме. И рассматривать этот процесс отдельно от жирового обмена в целом и от минерального, углеводного, витаминного, а главное белкового обмена, сводя все к холестерину, просто нелепо и примитивно: это абсолютно взаимосвязанные процессы. Следовательно, в этом принимают участие все органы, весь организм, а не только, извините за резкость, сало. При выраженных нарушениях жирового обмена не следует, конечно, специально есть много жирного, необходимо его ограничивать (но не убирать совсем) в качестве маленькой дополнительной симптоматической меры. Так же как, например, при воспалительных процессах, высокая температура является нормальной приспособительной реакцией, наработанной веками, но иногда при декомпенсации она выходит за физиологические пределы и становится вредной и опасной, и в этом случае в качестве симптоматической дополнительной меры следует применить жаропонижающее. При дегенеративных изменениях в сосудистой стенке, вследствие грубых системных нарушений в организме, репаративные процессы в ней (обновление)с участием холестерина, являясь до определенного уровня приспособительной реакцией, также могут выходить из-под контроля и приобретать запредельный, патологический, опасный характер. Но это происходит не потому, что холестерин такой зловредный, не потому, что атеросклероз не лечится, а потому что никто не лечит его правильно. Сосудистой стенке для нормальной регенерации постоянно требуется строительный материал, строительные «кирпичики»: в первую очередь белки (аминокислоты), а также минералы и жировые комплексы. Когда их постоянно не хватает из-за постоянно плохой работы ряда органов, которые должны обеспечивать нормальное усвоение, обмен и поставку этих веществ, то организму не остается ничего, кроме как латать сосуды чем-то другим. Сотни тысяч лет формировалась приспособительная реакция замены недостающих нормальных кирпичиков чем-то наиболее подходящим. Это оказался холестерин, потому что, во-первых, его много в пище, во-вторых, потому что не так уж он плох. Представьте, какими гораздо более хрупкими и менее эластичными были бы сосуды при латании их кальцием или другим минералом, а не этими ужасными, плохими, но все же жировыми, то есть в известной степени эластичными молекулами.
Таким образом, повышение уровня холестерина в крови является не патологической, а приспособительной реакцией, образование холестериновых бляшек не патологией, а пусть и не идеальной, но репарацией сосудистой стенки, а главным патологическим звеном атеросклероза является нарушение белкового обмена (усвоения белка), нехватка идеальных аминокислотных строительных кирпичиков. В итоге борьба с холестерином является борьбой с жизненно важной компенсаторно-приспособительной реакцией, выработанной тысячелетиями. Чем настойчивее ведется борьба с холестерином, тем больше приносится вреда человеку, тем меньше он проживет.
Так что до тех пор, пока ни сам больной, ни врачи не улучшают поставку нормальных кирпичиков в рыхлую, дегенеративно измененную сосудистую стенку через улучшение работы соответствующих органов, организму ничего не остается, как делать это лучшим из худших способом.
При работе с системными нарушениями, лежащими в основе атеросклероза, эта проблема решается, то есть отпадает необходимость в холестериновой репарации.

В.В. Коновалов, кандидат медицинских наук,
Автор книг «Совсем другая медицина» и «Моя медицина»
www.doctor-konovalov.ru

(Интегральная системная медицина В. Коновалова)

ВЕГЕТАРИАНСКОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ.

Как врач, к вегетарианству я отношусь критически. Оно не имеет отношения к медицине (в смысле, не является медицинской методикой) и мало относится к здоровью (в смысле, не имеет оздоровительного эффекта и даже наоборот). Это отчасти относится к жизненной философии и в преобладающей степени является признаком серьезного нездоровья. В йоге вегетарианство практикуется не потому, что мясо вредно, и не преследует цели физического здоровья. Эта методика — одна из ступенек на пути самосовершенствования. Цель ее — во-первых, отказ от употребления живых существ по причине веры в их реинкарнацию и, во-вторых, освобождение тела от некоторых продуктов (в частности, мяса, чеснока, лука, кофе, алкоголя), возбуждающих плоть и мешающих сосредоточению, ментальной и духовной практике. То есть это сознательный отказ духовно одаренного человека от части свего здоровья в угоду своему духовному призванию. Также как любой тяжелоатлет, да и профессиональные спортсмены ряда других тяжелых и особо травматичных видов спорта знают об их вреде для здоровья, но идут в них по таланту, возможности наибольшей самореализации и материальной выгоды именно в этом, а не в другом деле.
Мясо не вредно, это один из наиболее ценных пищевых продуктов, благодаря которому в свое время человечество выжило и быстро развивалось, высвободив время для интеллектуального развития благодаря высокопитательной пище. Вредных продуктов вообще не существует, любой продукт или вообще любое вещество в малых или умеренных дозах — лекарство, в излишних — яд. Наивны утверждения некоторых «знатоков правильного питания», что мясоядение — это ошибка человечества, что оно вошло в практику людей не очень давно в нарушение традиционного человеческого вегетарианства и принесло и приносит человечеству много вреда. Во-первых, как известно из истории человечества, мясо употреблял еще много миллионов лет назад проточеловек, продолжали употреблять его гоминиды (человекообразные) более двух миллионов лет назад и Homo sapiens со времени его появления около сорока тысяч лет назад. Что же получается, тысячи поколений, тысячи племен в разных концах земли, миллиарды существ да еще со времен своего природного, естественного, не «испорченного» цивилизацией существования совершали ошибку? Конечно же, нет, это было совершенно необходимо для сохранения и развития вида. Традиция питания, включающего мясоедение, присуща всем народам и формировалась естественным и наиболее рациональным образом. Мясо, как самый полноценный источник белка, позволило проточеловеку не заниматься поглощением пищи целыми днями, а высвободить время для интеллектуальной работы и искусства. В Африке есть племена, так и оставшиеся дикими, которые из-за нехватки животного белка в ареале их проживания целыми днями добывают, перетирают и жуют коренья, содержащие мало белка, то есть немного больше, чем другие растения. А где же им взять время на геометрию, звезды и стихи?
Думаю, что традиция мясоядения всегда сохранится у людей, но, может быть, будут разработаны фабрики выращивания белковой биомассы, чтобы не убивать братьев наших меньших. Заявления о том, что в Индии почти все вегетарианцы необоснованны и наивны. Во-первых, там не все вегетарианцы, истинных не так уж много, во-вторых, большинство «вегетарианцев» вынужденно не употребляют животных белков из-за ужасной бедности, в-третьих, там гораздо больший ассортимент растительных продуктов — поставщиков заменителя животных белков, — чем, например, у нас. Тем более что дело не только в ассортименте. Там несколько иная кухня. В Индии помимо большого ассортимента фруктов и овощей употребляют много бобовых, специй, кореньев, кору некоторых растений, много семян, самых разных орехов, что является источником витаминов и незаменимых аминокислот, которые европейский человек может получить только с мясом. Дело еще в том, что перейти на индийское питание мы не можем, для нас это будет нездоровое питание. Побаловать себя иногда различными национальными кухнями можно и даже полезно, но полностью переходить на них, не изменив место проживания, нефизиологично. Белковое питание не обязательно должно сводиться к ежедневному употреблению мяса, а тем более к его злоупотреблению. Это и птица, и рыба, и творог, и яйца, и моллюски, и ракообразные. Естественно, если человек категорически не любит мясо, а не отказывается от него потому, что где-то что-то прочитал, то нет необходимости заставлять его есть сегодня же. Но нелюбовь к мясу свидетельствует об определенной, требующей коррекции, ферментной патологии пищеварительной системы. Именно люди с ферментной недостаточностью, особенно со слабой поджелудочной железой, испытывают дискомфорт после употребления самых полноценных - грубых животных белков: говядины, баранины, свинины и они от них отказываются. В последующем они часто плохо переносят даже вид и запах мясной пищи. Именно люди с ферментной недостаточностью часто с удовольствием пропускают еду и легко переносят голодание. Но именно они получают двойной негативный эффект для здоровья – у них и так плохо усваиваются белки, а они их еще и не употребляют. Болезни белкового дефицита (постепеннная дистрофия многих тканей: самой поджелудочной железы, миокарда, слизистой тонкого кишечника, головного мозга) в том числе и проблемы психики неизбежно подкрадываются. Таким образом, решение о вегетарианстве принимает не сам человек, за него это делает слабая ферментная система организма, то есть по-существу, нехватка нескольких граммов пищеварительных ферментов.
Это уже потом, человек, видя как все с удовольствием едят шашлыки, бифштексы и проч., осознавая, что это сильно отличает его от остальных, начинает, как существо очень приспособляемое искать этому оправдание, находит и его и соответствующие брошюры и единомышленников. Поскольку ни он, ни врачи не понимают сущности этой проблемы и ему не могут скомпенсировать ферментную недостаточность, остается то, что обычно и происходит – недостаток возводится в ранг достоинства, да не простого, а особого – каждый вегетарианец считает себя великим гуманистом (конкретно на это могу возразить: Гитлер был вегетарианцем, но вряд ли кто назовет его гуманистом). Так что если человек, особенно молодой не любит мясо, то это признак нездоровья, точно так же, как и в случае с любым другим продуктом, который достаточно широко используется в данной национальной кухне. Если японец не любит морепродукты, то это больной японец, если аргентинец или русский не любит мясо, то они больны, если китаец не любит рис, то он болен. Наконец, каждый профессиональный терапевт или гастроэнтеролог знает, что в отдельных случаях, особенно при гастроэнтероколитах, энтеритах мясо является просто одним из важнейших лекарств. К сожалению нередко встречаются люди, которые, начитавшись всякой литературы, не употребляют животных белков (хотя очень часто признаются, что им хочется мяса, «но ведь вредно»), в то время как оно им совершенно необходимо.
Приведу два характерных случая из моей практики. Первый случай многолетней давности. Женщина сорока семи лет в течение двух лет страдала изнуряющим жидким стулом, похудела на семнадцать килограммов, в анализе крови низкий гемоглобин, постоянная слабость. Больная была даже дважды госпитализирована в инфекционное отделение, но врач-инфекционист никакой специфической патологии не находил, лечащий врач ничего не мог поделать. Среди назначений было много таблеток, в том числе периодические курсы антибиотиков, а также исключение мяса. Женщина уже была в таком состоянии, так ослаблена, что еле передвигалась. С первых минут опроса и осмотра больной было ясно, что у нее классический хронический гастроэнтероколит средней степени тяжести с белковым голоданием и гиповитаминозом. Дело в том, что даже то скудное количество белка, которое больная употребляла в виде немясной пищи, у нее практически не усваивалось, то же и с витаминами. Такой грубый недочет в диагностике и лечении был в значительной мере связан с тем, что в наше время тяжелые и средней тяжести гастроэнтероколиты, энтериты встречаются нечасто, это было характерно для 1920–30 годов 20-го века, когда у миллионов людей было очень скудное питание. Я назначил больной специальный комплекс витаминов, специальный желудочно-кишечный сбор трав (в то время врачи травы практически не применяли, но я по какому-то наитию начал практиковать их почти сразу после институтской скамьи), тщательную кулинарную обработку пищи, исключение грубых свежих овощей и фруктов, а также как важнейший компонент лечения — ежедневно до 200 г дважды пропущенной через мясорубку говядины в виде паровых котлет. Уже через два дня у больной значительно уменьшился жидкий стул, на третий день она чувствовала себя уже настолько хорошо, что прогулялась в магазин. Через пять дней это был уже совсем другой человек, не истощенного вида, с приобретающей нормальный оттенок кожей, с отсутствием постоянных спастических болей в животе. Достаточно быстро больная стала набирать вес, нормализовался гемоглобин. Видели бы вы ее округленные от удивления глаза, когда в первую встречу с ней я говорил, что главное лекарство в ее ситуации — мясо! И видели бы вы ее удивление уже через 3–4 дня, когда она восприняла свое быстро происходящее выздоровление после двух лет страданий как чудо!
В другом случае у пациента — немолодого мужчины достаточно длительно не отмечалось ожидаемых положительных сдвигов здоровья под влиянием системной терапии, несмотря на выполнение рекомендаций. В подробной беседе выяснилось, что последние несколько лет он «ради здоровья» стал строгим вегетарианцем. При первичном осмотре на вопрос о питании он ответил, что питается хорошо, разнообразно, а сказать о своем вегетарианстве не счел нужным, расценивая его исключительно положительно. Как и в предыдущем случае, у больного помимо хронического недополучения полноценного белка оказались функционально слабыми органы, отвечающие за усвоение аминокислот. Таким образом, организм испытывал грубый дефицит важнейшего строительного материала для регенерации тканей и соответственно для поддержания здоровья. Поскольку пациент уже выполнял определенное время комплекс рекомендаций, то очень быстро после начала употребления тщательно обработанных белков у него произошли резкие положительные сдвиги в состоянии здоровья. По словам больного, он даже был несколько шокирован тем, как быстро это произошло.

В.В. Коновалов, кандидат медицинских наук,
автор книг «Совсем другая медицина» и «Моя медицина»
www.doctor-konovalov.ru

 

Для того, чтобы избежать излишних споров и толкований по данному материалу сразу необходимо подчеркнуть, что речь в нем не идет о вере, религии и душе. Дается критический анализ фактов и умозаключений, приведенных в известной книге Р. Моуди "Жизнь после жизни".

Кроме того я не являюсь категорическим противником самой идеи возможности существования человека в той или иной форме после физической смерти. Увы, но никто еще не привел убедительных в этом отношении доводов, кроме, пожалуй, относительно убедительной, удивительной по образности и детализации "Тибетской книги мертвых".

Прочтение этой книги оставляет впечатление, что она написана не как сказка, а со знанием существа вопроса. Однако и в этом случае остается вопрос: верить или не верить.

Итак, вернемся к книге Р. Моуди. Главной мыслью в ней является удивительное совпадение рассказов о пережитом самыми разными людьми в состоянии клинической смерти.

Напомню, что спасенные в реанимации рассказывали следующее: ощущение стремительного, часто физически не очень приятного, скольжения как бы в тоннеле, яркий свет в конце него, далее всепоглощающее, блистающее, чистое, дающее ощущение блаженства сияние, стремление на этом этапе идти вперед, раствориться в этом сиянии, но в то же время и какая-то тревожная, смутная тяга вернуться назад, затем возможность смотреть бесстрастно на свое мертвое тело и его окружение как бы со стороны, с высоты, затем встреча с уже умершими родственниками, знакомыми и даже животными, возможность как бы мгновенного перемещения, в том числе и сквозь стены и предметы, во много раз более быстрая работа мысля, способность все видеть, слышать, но не быть видимому и услышанному живыми людьми, ощущение себя и видение других, в прошлом умерших, в виде легкого, имеющего форму человеческого тела, но легко трансформируемого облачка, и ряд других деталей, описываемых менее регулярно.

Моуди отмечает, что ряд перечисленных переживаний при общности в целом имели оттенки, связанные с национальной или религиозной принадлежностью людей.

Теперь давайте проанализируем данные Р. Моуди. Но прежде хотелось выразить естественно возникшее недоумение по поводу отсутствия даже попытки осмысления автором полученной информации. Если учесть тот факт, что автор изучал медицину, то вполне можно было бы ожидать и попытки анализа с научных позиций. Поскольку мы знаем, что далеко не все, что даже реально существует можно объяснить научно, то в данном случае имеется в виду хотя бы попытка объяснения с использованием известного о физиолологии, биохимии и патологии человека и с применением научной логики. Более того, на протяжении нескольких лет я читал множество рассуждений в различных средствах массовой информации, видел по телевидению многочисленные разговоры на эту тему, но ни разу не видел даже попытки научного осмысления этого. Все как заколдованные повторяли фразы из книги Моуди, а пытаясь сказать что-то свое, несли всякую мистическую чепуху. Странно, но в стороне от оценки фактов Моуди остались служители разных религий, а ведь окончившие духовные семинарии традиционно считаются высокообразованными людьми. Может быть, скажете вы, у них нет специального физиологического образования, но поверьте, для анализа сложных вещей прежде всего необходима общефилософская концепция и лишь во вторую очередь частные знания. Вспоминаю как после публикации этой статьи некоторое время назад в одном из вестников РИА "Новости" мне вдруг позвонил человек, представился доктором наук, физиком из подмосковной Дубны и поздравил с открытием. Я сразу не понял о чем речь, поскольку в тот период у меня было много публикаций, а он сказал, что имеет в виду эту мою статью и спросил, понимаю ли я сам, что сделал открытие. Я понимал, что это открытие "на кончике пера" и к тому же понимал, что это никого не интересует, даже тех, кто занимается этой темой (так как их интересует не истина, а мистика, потому что это интересует массу людей). Физик сказал, что он много лет пытался научно осмыслить факты Моуди, его мысли крутились где-то почти рядом, но никак не формулировались в нечто складное и вдруг он прочитал мою статью и все встало на свои места. Справедливости ради следует отметить ( в оправдание Моуди), что у каждого исследователя все же свои способности в соответствии с которыми он и ставит перед собой определенные задачи. В частности Моуди провел можно сказать уникальный сбор фактов, но к сожалению ему не было дано способности их проанализировать. Так же, как, например в первобытном племени лучший сборщик кореньев или лучший охотник совсем не обязательно является лучшим поваром.

Итак, для начала давайте посмотрим, что же такое человек при ближайшем его рассмотрении и при взгляде на него как бы с большого расстояния, ну, например, из космоса. При ближайшем рассмотрении, особенно при взгляде каждого человека на себя и себе подобных как бы изнутри общества мы все такие разные, неповторимые, уникальные, особенные во всех своих проявлениях: физических, психических, духовных, интеллектуальных. У нас у каждого очень по-своему бьется сердце, гнется позвоночник, работает мысль и т.д. и т.п. Один из нас прост, другой гениален, третий обладает уникальной памятью, четвертый лучше всех прыгает в высоту, пятый талантливый поэт, шестой очень мал ростом, а седьмой очень высок... А уж насколько мы разнообразны в проявлениях нашей духовности, психики, сознания.

Конечно же на фоне такого разнообразия, описанное выше единообразие ощущений говорит об определенной и явной закономерности и может породить самые невероятные умозаключения. Моуди считает, что эта закономерность объясняется тем, что все люди совершают стандартный путь перехода из одной реальности в другую. А миллионы людей как во время эпидемии или повальной моды бездумно и даже часто с восторгом заразились этим мнением. Вне этой категории остались лишь те, кто, так сказать, "с порога" однозначно все подобное отрицают.

Суть данного анализа в том, что ничего не отрицается, а лишь по другому интерпретируются факты. То есть я не сомневаюсь, что очень у многих людей, побывавших в состоянии клинической смерти, на самом деле были почти одинаковые ощущения и видения. Но с моей точки зрения это говорит не в пользу мистических толкований, а как раз наоборот - очень помогает научному объяснению фактов.

Вот теперь, после краткого отступления, давайте посмотрим на человека со стороны, например, также как мы смотрим на муравейник (надеюсь у читателей хватит такта не обвинять меня в кощунстве, речь идет не об уподоблении а о сопоставлении). Муравьи ведь тоже все очень разные: у одного чуть подлиннее лапки, у другого усики, у третьего неуловимо (для нас) быстрее реакция, у следующего чуть отточеннее рефлексы и т.д. Но для нас они все (в одном муравейнике) практически одинаковы. Их микронные и миллисекундные различия для нас абсолютно несущественны. Все они совершенно одинаково дергают лапками, если их потревожить, одинаково реагируют, если на них побрызгать водой или дать пищу и т.д. То же можно сказать и о пчелах, о птицах одного вида, бабочках и т.д. Заметьте, кстати, все представители одного вида одинаково агонируют.

Также и люди при стороннем взгляде очень и очень стандартны. Все отмеченные выше различия при взгляде, например, со вселенской высоты или с высоты больших философских обобщений абсолютно не значимы. Действительно, разве имеет значение при таком взгляде, что у одного человека нижние конечности на несколько сантиметров длиннее, чем у другого, или, что один может запомнить на несколько чисел больше, чем другой, или, что один может пробежать 100 метров на секунду быстрее другого и т.д. То есть мы достаточно стандартны во внешних наших качествах.

Если же посмотреть на более тонком уровне, то мы еще более стандартны. Например, в том, что касается нашего артериального давления, частоты дыхания, количества эритроцитов, работы сердца и т.д. На клеточном и биохимическом уровнях мы видим почти абсолютный стандарт. Узкий диапазон совместимости с жизнью кислотно-щелочного соотношения в клетках, тканях и жидкостях, насыщенности тканей кислородом и углекислым газом, тончайшая стандартизация электролитного баланса, электрофизиологических процессов в ретикулярной формации и на уровне клеточных мембран и т.д.

Посмотрите как мы абсолютно все одинаково реагируем на чувство опасности: сердцебиение, расширенные зрачки, "пустота в желудке", слабость в коленях, холодный пот. То же касается боли, усталости, удара током, радости, недостатка кислорода... На уровне поддающихся регистрации физиологических параметров - абсолютно стандартно. Теперь давайте посмотрим "на каком уровне происходит смерть человека"? Именно на последнем - биохимическом и электрофизиологическом, то есть на самом стандартном для всех людей. Если быть более точным - ведущее звено в этом невеселом событии - острое кислородное голодание и стандартная цепочка биохимических и электрофизиологических изменений. Заметим, что эти процессы характерны также, и даже в первую очередь, для центральной нервной системы (ЦНС). Отсюда и простой вывод - все реакции, ощущения, видения и проч. неизбежно должны быть стандартны. Можно привести простой пример. При сильном ударе затылком у всех людей возникают одинаковые реакции: боль, искры в глазах, шум в ушах, головокружение и страх. Резкое воздействие на определенный участок головы вызывает специфические изменения кровотока и электрофизиологического состояния в определенных участках мозговой ткани. Локализация и последовательность этих изменений, а также их определенное влияние на корковые и подкорковые структуры и вызывают описанные реакции.

Помимо стандартности внутренних тонких нарушений в организме умирающего человека существенное значение, по-видимому, имеет и стандартная ситуация страха, стандартные социально-психологические навыки отношения к смерти.

Вот теперь с описанных позиций давайте попробуем провести объективный анализ. Острое кислородное голодание различных тканей посылает в центральную нервную систему массу разных последовательных сигналов, цепь последовательных сигналов рождается также и в самой ЦНС (сигналов строго последовательных, потому что у разных тканей организма и у разных структур мозга свой стандартный порог чувствительности к гипоксии). Цепь последовательных сигналов приводит к цепи строго последовательных биохимических и нейроэндокринных изменений. Все это вызывает у всех людей цепь стандартных зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных, вкусовых ощущений. Чувство страха или подсознательный инстинкт самосохранения вместе с описанными стандартными изменениями порождают цепь определенных моторных эффектов, зрительных и слуховых галлюцинаций. Быстрее или медленнее, но стандартно (на основе описанного выше) угасающие сознание и подсознание дают стандартные видения, образы и пр., лихорадочно пытаясь разобраться в потоке сигналов и привести их в соответствие с социально-психологическим опытом, чтобы либо найти выход из экстремальной ситуации, либо приспособиться к ней.

Думаю, вряд ли у кого-либо возникнут принципиальные возражения по существу представленного анализа. Другое дело, если кто-то из вдумчивых и дотошных читателей захочет услышать детальнейшее строго научное обоснование описанного. Однако это не входит в сферу моих интересов. Тем не менее если не сейчас, то не в таком уж отдаленном будущем уровень развития физиологии, биохимии и психологии даст возможность такого обоснования не только теоретически, но и на основе фактического материала.

В.В. Коновалов, кандидат медицинских наук,
автор книг "Совсем другая медицина" и "Моя медицина".
www.doctor-konovalov.ru
Религиозный человек или нет, верит он в Бога или не верит, если он хоть немного думающий, то не станет отрицать большого значения религии в жизни человека, общества и государства. Естественно думающий человек не отождествляет какого-нибудь нерадивого батюшку с религией и верой. Если взять всё, что относится к религии: письменные источники, и устные предания, святых, как несомненно лучших духовных представителей народа, все грани религиозной культуры, являющейся важным пластом культуры народов, церковь и религию, как чистый духовно-нравственный источник, веру, как духовную опору, духовный стержень в жизни человека и прочее, то уже это краткое перечисление подтверждает мои слова и несомненно утверждает большое значение религии.

Однако я хочу сказать, что религия имела и имеет не большое, а громаднейшее, исключительное значение в развитии человечества.

Каждый новый этап в развитии религии являлся подведением гуманистических, нравственных, духовных итогов опыта человечества на протяжении тысячелетий, которое завершалось гигантским скачком от предшествующего более звериного, чем человеческого всё ближе к более человеческому, чем звериному в людях.

Развитие шло постепенно и осуществлялось многими поколениями духовных лидеров, менее или более ясно различавших добро и главное - зло. В то время как для миллионов древних людей естественным являлось полуживотное существование по полузвериным законам, всегда находились люди, осознававшие и ценившие не только размер дубинки и степень животной хитрости, но и благородство, честь, великодушие, справедливость, ум, знания, ценность жизни, греховность звериных и низменных страстей.

Однако скачок в духовно-нравственном развитии человечества совершали гении. Они были способны осмыслить накопленный опыт, и выделить в нём главное новое зерно, то есть, как бы сделать величайшее открытие, но главное - это были духовные гении. Все это настолько потрясало разум и душу миллионов людей, даже живущих полузвериной жизнью, что они с восторгом шли за пророками и мессиями и многие даже не страшились смерти на этом пути. Это неудивительно, поскольку ничто так сильно не потрясает человека, как примеры исключительного чистосердечия, бескорыстия, и мудрости, которыми в полной мере были наделены пророки.

В чем же заключалась суть указанных открытий? Пророки ясно обрисовывали людям на каждом новом этапе всё новые и новые, более и более возвышенные духовно-нравственные идеалы, идеалы как мерило всего, идеалы без которых человек не может выжить и жить как человек. Без этих идеалов человек не может осознавать себя человеком, он не отличается без них от животных.

Так постепенно формируются нормы моральные, нравственные, от простых, грубых, материальных, таких, как в первую очередь не убий и далее не укради, не занимайся чревоугодием и т. д., до таких, как "не судите, да не судимы будете" и далее к таким уже духовным нормам, как "возлюби ближнего как самого себя" и даже до "возлюби врага своего".

Человек, задумывающийся о боге и о своей душе понимает суть и величие последних идей-идеалов. И даже трудно представить, какие идеалы можно увидеть в далеком будущем, если человечество выживет и будет развиваться и совершенствоваться бесконечно. Трудно, потому что сейчас в нас биологического и бессознательного процентов 95 и лишь процентов 5 социального и сознательного, то есть мы пока ещё процентов на 95 (а скорее и больше) животные.

Без религии, когда Бог есть идеал, когда ищется не "животный идеал" в материальной жизни, а человеческий - в существе человека, в его сознании, разуме и духе, невозможно очеловечивание человека.

Жизнь человечества невозможна без духовного идеала, как жизнь животных невозможна без корма.

В.В. Коновалов, кандидат медицинских наук,
автор книг "Совсем другая медицина" и "Моя медицина".
www.doctor-konovalov.ru

О чистоте трав.

Хороши ли абсолютно чистые травы.

Поскольку в последние годы во всем мире отмечается увлечение натуропатией, то появился стойкий и на первый взгляд очень верный стереотип. Когда речь заходит о лекарственных травах, обязательно чуть ли не как о самом важном говорится об экологической чистоте трав, используемых в препарате той или иной фирмы, а также об экологической девственности места сбора этих трав. Однако, как для генерала мало ценного в солдате, который не был ни в одном бою, так и для человека не много лечебного в траве, которая не боролась за свое здоровье и выживание из поколения в поколение примерно в тех же условиях, в которых борется за свое здоровье человек.

Естественное природное средство - трава потому и лечебна для человека, что она является такой же частичкой природы, как и человек. Если трава растет в условиях, в которых ей приходится бороться с агрессией вирусов, грибков, бактерий, различных токсинов, перепадов температуры, влажности, атмосферного давления, с шумом, вибрацией и различными природными и техническими излучениями, то в ней происходят определенные множественные сложные приспособительные трансформации, вырабатываются сотни и тысячи специфических веществ, специфическое их количество и соотношение. Это и позволяет растению успешно бороться с вирусами, быстро связывать или выводить токсины, даже включать их в полезные обменные процессы, определенным образом перестраивать состав и структуру мембран, ядер, клеточных органелл, что увеличивает стойкость к вибрации и шуму и т. д. Именно всё это и есть лечебные факторы растений, то есть все то, что способствует их максимальной жизнеспособности. Именно этим готовым, из поколения в поколение нарабатываемым мощным арсеналом, преподнесенным "на блюдечке", и пользуется человек. А что он получит от "парниковой" травы? Безусловно, что-то получит, поскольку и человек, и трава живут на одном земном шаре, то есть испытывают общие глобальные агрессии против своего здоровья. Но это несравнимо меньше специфических лечебных свойств трав.

Естественно, я не призываю специально собирать травы в самых грязных местах; такая мысль, надеюсь, никому не пришла в голову. Есть золотая середина. Травы следует собирать в достаточно чистых местах, но все же не очень далеко от места проживания человека, чтобы они "имели опыт борьбы" и с вирусами, и с загрязнением, и с шумом, и с вибрацией, и с морозами или с жарой и засухой, и т. д.
  
  В.В. Коновалов, кандидат медицинских наук,
  автор книг "Совсем другая медицина" и "Моя медицина".
  www.doctor-konovalov.ru
Ажиотаж вокруг филиппинских хилеров, который еще продолжается, хотя пик его прошел, - яркий пример слабо развитого у большой массы людей системного мышления, пример увлечения оккультизмом, следствие незнания истории цивилизации и медицины. В моей практике был случай, когда пациент собирался поехать к хилерам и спросил о моем мнении на этот счет. Я дал ему подробные объяснения, которых, на мой взгляд, было достаточно для того, чтобы, сделав правильные выводы, не ездить на Филиппины. Однако, видимо, мало что поняв из нашего разговора, пациент тем не менее съездил "за тридевять земель", а когда мы с ним снова встретились, сказал, что он туда зря ездил - хилеры оказались шарлатанами.

К сожалению, этот человек так ничего и не понял. На самом деле хилеры не шарлатаны, но они также не могут делать многое из того, что рекламируют в качестве своих чудес. Мой пациент обратился к ним с камнями в желчном пузыре, камни были "удалены" без скальпеля, показаны ему, он держал их в руках. Но сделанное через несколько дней ультразвуковое обследование в соседнем городе показало, что все камни остались в желчном пузыре в том же виде и количестве. В данном случае сработала обычная схема упрощенного, нефилософичного мышления: прочитал о чуде - поверил, не получил чуда - шарлатаны.

На самом деле необходимо просто понимать, что хилерство - это лишь часть традиционного филиппинского народного целительства, в которое, как и в любом другом целительстве, входят еще и фитотерапия, диетотерапия, различные водо- и грязепроцедуры, лечебные и оздоравливающие физические упражнения. Само по себе хилерство - это как традиция шаманства у некоторых других народов, и оно включает в себя психотерапию (непосредственные психотехники и фактор веры), элементы гипноза, различные манипуляции с телом пациента, своеобразный поверхностный, глубокий, сегментарный и точечный массаж, секреты которого передаются из поколения в поколение. В огромном числе случаев, когда имеют место функциональные или негрубые органические изменения в организме, такие воздействия могут оказывать заметный положительный эффект, особенно на людей, имеющих своеобразную (внушаемую) психическую конституцию. Манипуляции же с телом могут давать быстрый высокий эффект в случаях, например болей, связанных с ущемлениями, локальными мышечными зажимами, спазмами, растяжениями, грыжами, кишечной непроходимостью, смещением органов и т. д. Много лет назад подрабатывая на "скорой" я не раз сталкивался с ситуациями, когда при болях в животе мягкий диагностический массаж теплыми руками параллельно со спокойным тоном разговора с больным снимали симптомы острого живота прямо на глазах. То же отмечали и некоторые мои коллеги и, думаю, отмечают и сейчас многие хирурги и врачи "скорой". Просто снимаются болезненные спазмы.

Еще один важный компонент популярности хилеров весьма банален: поездка на Филиппины - это не только визит к хилерам, но и экзотичное путешествие, поэтому для многих состоятельных людей это просто хорошее развлечение.

Так что хилерство - это, конечно же, не операции голыми руками без ножа, это шаманский трюк, ловкость рук, иллюзия. Никому ничего хилеры голыми руками не удаляют. Подобного рода трюки необходимы шаманам всех народов для того, чтобы поддерживать в своем племени высокий дух доверия и внушаемости. Хилерство - не шарлатанство, а элемент филиппинского народного целительства, знахарства, шаманства. Для местных жителей оно продолжает существовать именно в таком виде, и это им необходимо, поскольку для многих из них, особенно в сельской местности, это наиболее доступный вид помощи при недомоганиях. Для приезжих это экзотика, для хилеров и местных магазинов, отелей - хороший бизнес. Многих приезжих это устраивает. Лично я этого нарочитого обмана с "операциями" голыми руками не приветствую.

В.В. Коновалов, кандидат медицинских наук,
Автор книг "Совсем другая медицина" и "Моя медицина"
www.doctor-konovalov.ru

Птичий грипп.

Дело не только в вирусах и птицах. Системный взгляд врача, публициста на эту и подобные проблемы.

Птичий грипп... Мир напуган, но не делает правильных выводов. Это можно сказать уже сотое предупреждение... Не так давно уже было "коровье бешенство", эпидемия среди животных (эпизоотия) ящура в Европе, уверенно шагают по планете СПИД и хронический гепатит. Правительства развитых стран лихорадочно выделяют сотни миллионов евро на то, чтобы, к сожалению, вести не настоящую борьбу, то есть с причиной надвигающейся угрозы, а чтобы отгородиться от нее.

Очень показателен, (но не совсем аналогичен) пример с бывшим ящуром. Все помнят как несколько лет назад вдруг в благополучной Европе разразилось массовое заражение домашних животных, такое угрожающее, что пришлось даже уничтожить такое сокровище, как клонированная овечка Долли. Надо отметить, что меня очень поразило тогда полное отсутствие в СМИ какого-либо вразумительного, осмысленного анализа случившегося, в том числе и научного анализа. Ну произошло и произошло, ах как жаль, и так жаль фермеров, потерявших столько скота. На самом деле факты, которые можно было анализировать, в прессе фигурировали. В частности отмечалось, что пострадали районы Европы, из которых в основном производился экспорт мяса в Россию. Я не сомневаюсь, что истинные причины того несчастья были вполне понятны тем, кто тысячами тонн отправлял от них к нам мясо и тем, кто его принимал у нас. Громадный российский рынок, широко открывший в те годы свои ворота был к тому же непритязательным, потребители не избалованы как европейцы. После пустых прилавков развитого социализма люди могли съесть все, что мало-мальски напоминало мясо. В этих условиях и европейские производители и наши новоиспеченные бизнесмены почуяли вдруг запах сверхприбылей и по законам, описанным еще Марксом, не могли устоять перед этим запахом. Зачем кропотливо выкармливать животных, как строго требует того избалованный европеец, если купят все что угодно. И стали штамповать дешевое мясо. Каким образом? Очень просто. Кормить животных дрянью, применять побольше разных стимуляторов (гормонов и всяких искусственных витаминных и прочих добавок), а чтобы ослабленные этим животные не умирали тысячами от простуд, инфекций, смело применять антибиотики. Прошло некоторое время, эти животные, а тем более их потомство, ослабленное не только перечисленным, но и ухудшением наследственности, стали массово тяжело болеть. Не потому, что появился вирус (он всегда рядышком ждет своего часа), а именно по причине массового снижения уровня здоровья животных. Урок был усвоен хорошо, бизнесмены с той стороны вынуждены были уничтожить миллионы голов скота и потерять не только сверхприбыль, но и просто прибыль. Следует отметить, что урок был усвоен не на сто процентов, поскольку мясо в Европе очень сильно отличается от того, которое продается в наших магазинах. Но здесь я уже видимо мало компетентен, у бизнеса свои законы. Урок вероятно был усвоен ровно настолько, чтобы это устроило всех: и производителей и продавцов и потребителей и овечек с коровками. Тонкое равновесие на грани, близкой и к очень хорошим прибылям, и к возможности не подавиться не совсем мягко говоря идеальным мясом (таким, как, например, в Европе, тающим во рту), и чтобы не сильно болели животные. Только вот сколько продлится это хрупкое равновесие, ведь очередное предупреждение природа сделает обязательно и нам придется еще стать свидетелями этого.

Кстати все эти размышления о причинах вспышки ящура в Европе несколько лет назад появились у меня уже тогда, сразу же в ходе событий, однако я думал, что может быть появится хоть какой-то анализ произошедшего, но увы. Потом прошло время и тема стала будто бы не актуальной. На самом деле время как раз показало обратное, актуальность возросла.

В начале разговора о ящуре я сказал, что пример с ним показателен и для истории с птичьим гриппом, но не аналогичен. Различие заключается именно в том, что в первом случае экономика заставила бизнесменов сделать хоть какие-то выводы и принять хоть какие-то меры, а вот в случае с птичьим гриппом, судя по всем комментариям в СМИ этого никто не делает и не собирается делать. Просто убиваются бедные птички, изолируются больные, вводятся санитарные кордоны. Это все несомненно очень необходимо и очень важно. Точно также, как находить и наказывать стрелочников при авариях. Но при этом не следует забывать об устранении причины аварий. Циркулирующее мнение об эпидемии, как о результате конкурентной борьбы между "мясными и куриными магнатами" на фоне объективных причин, о которых я говорю ниже, представляется мне несерьезным.

Какой же мне представляется причина массовых заболеваний птичьим гриппом ? Дело в том, что в роли овечек и коровок в данном случае оказались как птицы, так и те самые заболевающие люди. Как в случае с ящуром в СМИ были упоминания о поражении животных в регионах, поставляющих мясо в Россию, так и в случае с птичьим гриппом упоминается распространение его в беднейших странах, либо в беднейших районах стран. Что это означает? Это означает, что птичьим гриппом заболевают беднейшие, нищие люди, то есть имеющие самое низкое здоровье (а таких в Азии миллионы). С другой стороны, именно в беднейших странах и регионах домашняя птица также как и ее хозяева, хронически очень плохо питается (у нищих людей нет средств на нормальное питание домашних животных) и соответственно легко заражается любыми болезнями, в том числе и птичьим гриппом от диких сородичей. То есть в данном случае дело также не в том, что вдруг "пришел" вирус, он живет себе потихонечку в тысячах крепких диких и домашних вирусоносителях и ждет своего часа, то есть слабой птицы и слабого человека. Здесь я думаю возможно есть еще третья грань проблемы. Мы люди так грубо вмешиваемся в природу машинами, дорогами, мелиорацией, агрохимией, добычей всего подряд любой ценой, высоковольтными линиями, грязью заводов и т.п. (а сейчас особенно бурно именно в азиатском регионе), что может быть эта вспышка птичьего гриппа - первая трещинка в прочности экосистемы региона, что проявилось в массовом снижении здоровья диких птиц и в возникновении первичной вспышки именно среди них.

Что касается коровьего бешенства, то ситуация аналогична истории с ящуром. То же самое относительно СПИДа и хронического гепатита. Это не болезни из-за вдруг появившихся вирусов (эти вирусы также сосуществуют с человечеством давно и терпеливо ждут своего часа), а болезни тысяч и тысяч ослабленных или изначально генетически слабых людей. Ослабленных низким уровнем жизни (с плохим питанием, жилищем, отдыхом), хроническими стрессами, плохим воздухом крупных городов, перегрузками, а кто-то гиподинамией, злоупотреблением (вынужденным или по глупости) химическими лекарствами (в том числе антибиотиками, гормонами, антидепрессантами и нестероидными противовоспалительными средствами). Изначальная генетическая заметная слабость многих людей - это тоже примета нашего времени. Мутагенных факторов все больше, а естественный отбор в человеческом сообществе все меньше (хотя это и достижение цивилизации). Примерно аналогичная ситуация со снижением уровня здоровья во многих странах и у миллионов людей в период глобального стресса и лишений времен первой мировой войны привела к известной эпидемии "испанки" 18-го года.

Обратите внимание, все болезни, о которых человечество с тревогой говорит в последние 10-15 лет вирусные. Это не случайно и повторюсь, это не потому, что эти вирусы вдруг появились. Они сосуществуют с человеком давно. Просто с одной стороны, как отмечалось, появляется все больше и больше людей со слабым и очень слабым здоровьем (невиданное ранее расслоение на миллионы нищих и узкую касту сверхбогатых в странах третьего мира) и с другой стороны именно с конца двадцатого века появились специальные тесты для выявления тех вирусов, которых раньше не могли обнаруживать. Соответственно раньше, тем кто болел или даже умирал "с помощью" этих вирусов, ставили другие диагнозы, на основании превалирующих симптомов.

В самом начале я сказал, что из преподнесенных уроков правительства разных стран (следует добавить, что и медицинские работники) не делают правильных выводов и направляют огромные средства и основные усилия не на борьбу с причинами ( в частности вспышки птичьего гриппа), а на то, чтобы санитарными мерами просто отгородиться от проблемы. Глубинная причина всех бед о которых говорилось выше (хотя сейчас следует свести разговор к птичьему гриппу) - экономическая - нищенское существование миллионов людей в разных регионах планеты. И эти люди, в том числе и дети, будут продолжать болеть и умирать, а остальные будут восторгаться достижениями цивилизации, и в случаях инфекционных вспышек устраивать санитарные кордоны. Также и миллионы птиц (и животных), проживая в условиях варварской эксплуатации природы человеком, будут снова и снова болеть и быть потенциальными источниками новых эпизоотий и эпидемий. Если же посмотреть на проблему еще глубже, то мы поймем, что глубинная причина рассматриваемой проблемы не только экономическая, но, в первую очередь, политическая. Жизненный уровень, здоровье миллионов людей, варварская эксплуатация природы, все это в любом уголке планеты - глобальные проблемы, вопросы большой политики, больших денег. Я прекрасно понимаю, что сделать всех сегодня же сытыми и одетыми, заводы экологичными и т.д. не просто, но проблема в другом. Во всех описанных ситуациях, как и в случае с птичьим гриппом нет даже намека размышлений на эту - социально-экономическую и политическую тему. Во всем виноваты вирусы и птицы. Народ можно отчасти успокоить зрелищами - максимально большим количеством убитых птиц, обязательно многократно показав эту бойню по телевидению. При этом приятно показать какой все же невежественный, темный, грубый народ - консервирует птицу, возможно больную (а что этому народу есть, если этого не сделать - не важно). С другой стороны постоянные героические усилия санитарных служб и фармацевтических компаний по борьбе с вирусом, постоянно на острие проблемы героические журналисты и комментаторы. При этом, поскольку вопросы политики и экономики не входят в служебные обязанности этих героев, то они об этом и не говорят. Во всем виноваты вирусы и птицы, а с них и взятки-гладки.

Кандидат медицинских наук,
автор книги "Совсем другая медицина"
В.В. Коновалов

www.doctor-konovalov.ru

Уникальная возможность использования скрытых резервов организма, повышения физической мощи и психологической устойчивости.

Факторов, определяющих особые успехи в спорте несколько. Это природная одаренность (несколько физических и психологических параметров), возраст начала занятий спортом (в некоторых видах), уровень мотивации спортсмена к победе (несколько факторов от социально-политических, до материальных), качество тренерской работы, уровень физической мощи и психологической прочности (устойчивости) спортсмена. Последнее зависит от его здоровья (и не только в период соревнований, но и в период тренировок).

На самом верху, то есть на уровне мастеров международного класса, борющихся за первые несколько мест на самых престижных соревнованиях, разницы между всеми этими факторами практически нет. Именно поэтому спортсмены и тренеры так часто говорят о везении. Действительно, уровень таланта, тренерской работы, мотивации, и даже здоровья примерно одинаков у тех, кто доходит до спортивного Олимпа. Иначе они бы до него не дошли.

Поскольку там, наверху борьба идет между равными и не за метры, минуты, килограммы и т. п., а за сантиметры, секунды, граммы.., то даже маленького прибавления в каком-либо из перечисленных факторов достаточно для победы. Это как раз те случаи, когда речь идет не о везении, а о бесспорном преимуществе. Такое мы наблюдаем периодически на соревнованиях разного ранга и каждый раз это всех поражает. И каждый раз за таким феноменом стоит либо особая одаренность, либо новые маленькие хитрости-открытия в тренерской работе, либо особое состояние "очень хорошей спортивной формы", а по существу, очень крепкого здоровья и устойчивой психики у спортсмена в период соревнований.

"Открытия", пусть даже маленькие, в спорте совершаются также как и в любой сфере деятельности человека не так уж часто, да к тому же достаточно быстро становятся достоянием всех. Исключительные таланты рождаются еще реже. Уровень мотивации у всех практически одинаков.

Таким образом в этих факторах явных и надежных резервов не видно. Остается еще один фактор - здоровье. Однако, как уже говорилось, оно также примерно одинаково у лучших, иначе бы они не попали в эту когорту "равных среди лучших", таково уж требование дела, которым они занимаются. Но не все так просто и безнадежно в этом вопросе. Об этом и хотелось бы серьезно поразмышлять и показать скрытые резервы и реальные уникальные возможности их использования в большом спорте.

Для начала следует составить четкое представление о том, чем определяется здоровье. Здоровье определяется качеством условий жизни, качеством образа жизни, качеством наследственности человека, количеством и характером прижизненных изменений в органах и качеством специфической работы над здоровьем (можно сказать качеством медицины). Качество условий жизни - это несколько параметров, включающих в себя качество социально-экономических и бытовых условий, качество экологии в месте проживания, качество и разнообразие продуктов питания. Качество образа жизни включает в себя режим сна, питания, тренировок, отдыха. Все это у спортсменов самого высокого ранга не имеет принципиальных различий (если даже спортсмены живут не в самых богатых странах им как правило создаются особые условия).

Качество наследственности или просто наследственность... какая есть такая есть, вроде бы с ней ничего не поделаешь. Это ошибочный стереотип. Да, изменить наследственность у зрелого спортсмена мы пока не можем, но мы можем выявлять и корректировать генетически слабые места в организме, тем самым существенно влияя на здоровье. Также мы можем выявлять и корректировать дисфункцию прижизненно ослабленных органов. Таким образом, мы можем задействовать еще один резерв - качество медицины (спортивной). Здесь каждый спортивный врач и тренер скажет, что также как спортсменам создаются все необходимые условия для реализации их таланта, также и в спортивной медицине используются все новейшие разработки медицины и это также имеет примерно одинаковый уровень у всех спортсменов. За этим ошибочным стереотипом и кроются неиспользуемые резервы. Представление о том, что использование всего новейшего из так называемой "светской медицины" в спортивной медицине является верхом совершенства и пределом возможностей является глубоко ошибочным и ошибка проистекает из не менее ложного представления о сегодняшней ортодоксальной медицине, представленной в лучших клиниках, в лучших научных, реабилитационных центрах и лабораториях, как о пределе совершенства.

Дело в том, что конечно же, например, столичные реабилитационные центры "сильнее" периферийных и могут быть образцом. Однако дело и в том, что медицина в целом, а вслед за ней и все ее отрасли, в том числе и спортивная медицина переживают глубочайший кризис. Мне горячо возразят, скажут, что есть ведь различные элитные суперклиники, есть мощные исследовательские центры спортивной медицины, есть масса специалистов спортивной медицины докторов наук, профессоров и т. д. Все это солидное, основательное, лучшее и непревзойденное... Да, также существовали очень солидные европейские королевские академии, а величайшее открытие законов генетики сделал скромный пастор Мендэль в монастырском дворике, также существовала французская академия художеств, а эпохальный переворот в живописи в конце девятнадцатого, начале двадцатого веков прошел вне ее стен и вне ее стен выросла плеяда гениальных модернистов. Показателен пример с Циалковским, Калашниковым... Можно привести еще массу подобных примеров.

Консерватизм - это неплохо, он сохраняет традиции, но слишком часто приводит к косности, догматизму и высокомерию. То же мы наблюдаем и в современной медицине. А многочисленные попытки всякого рода целителей-непрофессионалов совершить "переворот в медицине" с помощью их наивных "открытий" еще больше укрепляет ортодоксальную медицину в ее непогрешимости и совершенстве. Действительно, не абсолютное большинство, а все эти наивные попытки заслуживают и легко подвергаются научной критике, а по большому счету вообще не интересны думающим профессиональным врачам и не заслуживают внимания. Однако это никак не означает невозможности принципиально иного, нового мышления в медицине. И суть именно не в одном, двух, десяти новых или забытых старых "волшебных" методах или средствах, а в новом взгляде на проблемы здоровья, в новых подходах к диагностике, профилактике, реабилитации, лечению.

Речь идет об интегральной системной медицине - разработанной и успешно практикуемой автором новой философии, методологии и "технологии" понимания проблем здоровья и болезней, диагностики, прогнозирования, профилактики и лечения. Речь идет о новом мышлении в медицине, научном, основанном не на надуманных теориях и не на поиске окончательно чудесного метода или средства, а на объединении всего наиболее рационального из древней и современной медицины в философской, методологической и "технологической" (практической) части.

В основе этого лежит, во-первых, понимание того, что органы не обязательно могут быть либо здоровы, либо больны, они могут быть просто структурно несовершенны и потому функционально слабы. Соответственно, необходимы методы диагностики, позволяющие видеть больше, чем "здоров - болен", то есть позволяющие выявлять просто функциональную слабость органов. Во-вторых, следует понимать, что органы могут быть слабы как от рождения, то есть генетически, от предков, так и приобретенно, в результате неполного восстановления после травм, инфекций, воспалений, токсических, радиационных поражений и т. д. В-третьих, следует иметь в виду, что в организме все взаимосвязано и оценивать на тонком уровне необходимо не только самое слабое сегодня место, но и все органы. Эта же абсолютная взаимосвязь и взаимозависимость органов может давать еще один вариант функциональной слабости, когда сам по себе орган прочен генетически, не страдал от внешних воздействий, но слаб вторично из-за других органов, которые годами не обеспечивали его необходимым, перегружали его в случае сходных функций своей "работой". Для выявления всего этого требуется совсем другая диагностика и совсем другое - целостное, системное осмысление.

Особое значение имеет наследственность. Многие наивно думают, что мы все рождаемся идеальными, а потом почему-то начинаем болеть. Отсюда и ложное представление, что причиной болезней являются стрессы, плохая экология, инфекции и т. д. Однако мы все рождаемся неидеальными, у каждого из нас (у кого больше, у кого меньше, у кого-то в малой, у других в большой степени) существует немало генетически обусловленных, полученных от предков структурно-функциональных дефектов, то есть неидеально "сконструированных" органов. В результате этого многолетняя плохая работа органов подтачивает наше здоровье, они становятся все слабее, из-за них слабеют другие органы. В зависимости от того, за что отвечают эти органы у нас появляются те или иные симптомы и жалобы. Именно эти слабые звенья в организме подтачиваются и рвутся внешними экстремальными факторами.

Вследствие всего сказанного, независимо от того идет ли речь о молодом или пожилом человеке, либо о спортсмене, во всех случаях здоровье определяется тем, как "скроены" и как работают основные органы и правильным является не работа только с крайними проявлениями этой плохой работы - с болезнями, а повседневная помощь этим органам. Тогда и уровень здоровья и способность переносить большие нагрузки и быстро восстанавливаться после них будут на порядок выше и вероятность болезней на порядок ниже. Именно эти уникальные резервы и не используются в спорте.

Представьте себе спортсмена, у которого всегда чуть-чуть плохо работают, например, одна почка, слизистая тонкого кишечника, печень...(у каждого спортсмена свой набор). При этом стандартные обследования даже в лучших клиниках не выявляют их слабости, поскольку какой бы ни была клиника, в ней все равно ищут только диагнозы. Приборы, анализы и мышление врачей не предназначены для выявления меньших нарушений. В результате дисфункции указанных органов у данного спортсмена постоянно в той или иной мере нарушены водно-солевой обмен, обмен витаминов, жиров, углеводов, белков... Организм постоянно испытывает дефицит различных важных веществ, и кроме того перенасыщен токсическими продуктами обмена из-за нарушения их выведения и обезвреживания почками, кишечником, печенью. Вот и живет, тренируется и выступает этот спортсмен со здоровьем на 10-30 процентов меньшим, чем мог бы иметь. А это возможно те самые проценты, которых не хватает, чтобы переместиться с четвертого на первое место, чтобы оставаться в профессиональном спорте на несколько лет дольше и даже чтобы не надорваться в какой-то момент, как это иногда бывает. И это относится ко всем спортсменам без исключения. Мы все несовершенны, у каждого человека есть немало дефектов в организме, которыми никто никогда не занимается, в то время как именно ими и следует заниматься в первую очередь. Можно привести другой пример, когда у спортсмена, например, неидеальны структура и функция поджелудочной железы, надпочечников. В этом случае также отмечается целый комплекс хронических обменных нарушений, а также снижение психологической устойчивости из-за нарушения адекватности реакций на стрессы, перегрузки. Можно привести еще массу различных подобных примеров.

Следует иметь в виду еще один важный момент. Хорошее питание, которое получает спортсмен может не оказывать должного, ожидаемого от него эффекта, если у спортсмена плохо работают какие-либо органы пищеварительной системы, поскольку это может приводить к плохому усвоению некоторых аминокислот, минералов, витаминов... С другой стороны также из-за плохой работы ряда органов могут быть менее эффективны, чем от них ожидают, ряд применяемых в спорте биодобавок, витаминных препаратов, биостимуляторов. Важно не только то, что человек принимает, но и то, как это усваивается, "обменивается" в организме и выводится, а это напрямую зависит от состояния многих органов.

Следует также иметь в виду, что распространенное "не болит, значит в порядке" является глубоко ошибочным. Слабые органы могут годами и даже десятилетиями не болеть и вообще никак не проявляться, но каждый день снижать уровень здоровья. Кроме того, чаще всего имеет место ситуация, когда симптомы дисфункции органа проявляются не в том месте, где находится орган, а совсем в другом, но ни сам человек, ни врачи не понимают этой связи и занимаются не слабыми органами-виновниками, то есть причиной, а следствиями.

Разработанный автором системный подход позволяет добиваться уникальных результатов в лечении самых разных заболеваний, принципиально менять уровень здоровья, самочувствия и состояния так называемых "практически здоровых", а также пожилых людей. Такой подход дает великолепные результаты у тех спортсменов, которые обращались к автору. К сожалению, чаще обращаются те, у кого уже есть серьезные проблемы со здоровьем, так уж устроены люди. Должного понимания уникальных возможностей системного подхода у действующих спортсменов не имеющих явных, ощущаемых ими проблем со здоровьем и у их тренеров пока к сожалению нет. Это видимо связано с отмеченным выше расхожим мнением о том, что все самое лучшее и правильное в спортивной медицине уже есть, а также с тем, что большинство спортсменов, тренеров и спортивных врачей не знакомы с методикой автора.

Возникает вопрос, какова должна быть технология применения системного подхода в спортивной медицине? Здесь не возникает никаких проблем, которые бы потребовали кардинального изменения обычного образа жизни, тренировочного процесса у спортсмена или в работе тренера и спортивного врача. Просто параллельно со всем этим у каждого спортсмена выявляются все слабые места в организме и проводится регулярная коррекция этих нарушений (иначе говоря постоянная помощь слабым органам, для того, чтобы они хорошо справлялись со своей работой). В идеальном варианте это регулярная работа. Может также применяться временная коррекция на период подготовки к соревнованиям. С этой целью применяется, как отмечалось, другая - системная диагностика и комплекс естественных, природных, физиологичных методов и средств, помогающих слабым органам хорошо работать. Сюда относятся и травы и различная рефлексотерапия, и водные процедуры и различная физиотерапия, и заместительная терапия, и прочее. При этом, что принципиально важно, все эти методы и средства применяются не симптоматически, не на больное место и не просто в качестве общеукрепляющего, а точно, целенаправленно, у каждого человека индивидуально на конкретные плохо работающие органы. А это приводит к тому, что и травы и рефлексотерапия и физиотерапия и прочее выходят другими, на другие места, в других дозах и т. д., а в итоге совсем другой результат. Конкретно же у спортсмена - повышение уровня здоровья, физической мощи, психологической устойчивости и соответственно результативности тренировок и показателей на соревнованиях, улучшение и ускорение восстановления после перегрузок, травм и вынужденных операций, продление эффективной спортивной жизни.

В.В. Коновалов, кандидат медицинских наук,
автор книг "Совсем другая медицина" и "Моя медицина".
www.doctor-konovalov.ru
 

Что абсолютно объединяет абсолютно всех людей? Миллионы лет от проточеловека и гоминида и десятки тысяч лет существования Homo sapiens люди сталкиваются с одной и той же трагедией: и сильный и слабый, и богатый и бедный, и умный и глупый, и образованный и невежественный, и знатный и простой, и добрый и злой, и щедрый и жадный, и жестокосердный и добросердечный... все неизбежно, без единого исключения умирают (не будем отвлекаться на демагогию типа: всех объединяет потребность в пище, проживание на одной планете и т. п.). Это, конечно никого не оставляет равнодушным. Трагедия неизбежной смерти - самая сильная и травмирующая человеческую психику, причём самая стойкая, продолжающаяся всю сознательную жизнь.

Человек за счет обретения "пятой конечности" - разума, очень приспособляемое существо. Он всегда найдет оправдание всему, что он совершает, приспособиться психологически ко всему, что ему мешает и что он не может устранить, найдет выгодное для себя объяснение всего, что он не в состоянии понять.

Мысли о смерти, страх смерти, переживания факта неизбежной смерти у миллиардов людей тысячелетиями конечно же приводили к размышлениям о том, как этого избежать. Абсолютно всегда и все убеждались, что сами они ничего не могут поделать. Никто из окружающих людей тоже не мог ничего поделать с неизбежностью смерти и объяснить, почему она неизбежна.

Как же возможно свыкнуться с этими трагическими мыслями? Никак. Надо к ним приспособиться.

Итак, если никто вот здесь не может ничего объяснить и не может избавить от смерти, значит возможно где-то существует нечто способное это всё сделать. Где и кто? Этот вопрос стоял перед людьми тысячелетиями. И параллельно ещё одна стойкая мысль не давала покоя миллионам: ну не может быть, чтобы вот я, такой, вдруг совсем, навсегда исчез.

Откуда-то из неведома приходили солнце, луна, ветер, дождь, снег, ураган, стаи птиц,, сверху сверкали молнии, гремел гром, а в землю уходило все живое и из неё же рождалась жизнь. Также когда умирали люди, то оставалось тело без жизни, то есть оставшиеся видели, что куда-то исчезли чувства, сознание, дух. Все это видели миллиарды раз миллионами лет. Нетрудно представить появление мыслей о некоей небесной сверхсиле или сверхсущности и земной сверхсиле или сверхсущности. И в жажде вечной жизни люди могли надеяться опереться только на эти сверхсилы.

Вокруг первой самой большой проблемы нашей жизни - "как прожить нашу жизнь" - сформировалась колоссальная система: начиная от элементарных понятий о режиме труда, сна¸ отдыха, питания, о гигиене, о личной и коллективной психологии, о морали и нравственности, и заканчивая формированием такого громадного и сложного устройства, организма как государство со всеми его многочисленными "институтами". Так и вокруг второй самой большой, я бы сказал главной проблемы нашей жизни - проблемы неизбежного конца - также стала формироваться и сформировалась колоссальная адаптационная система в виде религии (по-существу государство в государстве) со сложным учением и огромной надстройкой.

Теперь людям гораздо легче. Мысль о конце уже не так мучительна, поскольку здесь мы временно, главное впереди, после смерти. Либо все тяготы жизни чепуха по сравнению с возможными вечными тяготами ада или вечными радостями рая. При таком размышлении не страшен уход отсюда туда и не так страшна сама смерть, само умирание. Ну и можно вздохнуть с облегчением: в итоге мы всё таки будем жить вечно, правда не в своем любимом тельце, но всё же. Легче становится даже неверующим, ведь всё равно про запас есть шанс. Все это - замечательный пример сверхадаптации человека.

Религия, вначале примитивная, а затем сложная языческая, затем усложнившаяся при формировании основных сегодняшних мировых религий - есть выработанные тысячелетиями сложная методология и инструмент в работе мозга по адаптации человека к самому трагическому в его жизни - к знанию неизбежной смерти. Адаптации с помощью веры в мимолетность и греховность этой жизни и реальность, возвышенность и даже вечность той. То есть религия - это технология веры.

Богословы утверждают, что поскольку религия с неизбежностью зародилась у всех народов на всей Земле, то это свидетельство, что она была дана людям "сверху". Тот факт, что все люди, каждый человек среди всех народов, во все времена стояли перед фактом неизбежной смерти является не менее, а более убедительным аргументом адаптационного механизма формирования религий.

Хочу отметить, что все эти рассуждения не являются отрицанием Бога и не отрицают огромнейшего значения религии в развитии человечества. Представленная постановка вопроса также не исключает божественный дар религии людям. Почему всем народам изначально не были "спущены" религии в окончательном совершенном виде? Бог дал людям то, что они были способны взять на определенном этапе своего развития, а затем дает по мере накопления ими опыта и их развития и способности усвоить новое.

Я не представил анализа существующих теорий происхождения религии. Они все на удивление однобоки и неубедительны, хотя отдельные, частные детали в этих теориях логичны. Например, несомненно, определенную роль в происхождении религии имело и постоянное наблюдение человеком грандиозных явлений природы (грозных, масштабных, красивых, загадочных...), над которыми он был не властен, но Кто-то их устраивал и был над ними властен.

Я не затрагиваю здесь другие аспекты возникновения религий, а именно важность этого для человечества, для выживания вида Homo sapiens и цивилизационную значимость религии. Если кратко, то по поводу первого: без нравственных и духовных норм и принципов вид, имеющий разум не выжил бы, поскольку разум не только величайшее благо, но и величайшее оружие. По поводу второго - каждый новый этап религиозного развития являлся гигантским скачком в развитии человечности, поэтапным переходом людей от звериной к человеческой сущности. Каждое стройное религиозное учение было как бы подведением очередных морально-нравственных и духовных итогов за тысячелетия развития.

В.В. Коновалов, кандидат медицинских наук,
автор книг "Совсем другая медицина" и "Моя медицина".
www.doctor-konovalov.ru

Последний Месяц

May 2012
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow